Приказ № 125 — ОД от 11.04.2019г. «Об открытии школьного музея»
АКТ обследования музея ГБОУ СОШ пос. Октябрьский
Учетная карточка музея образовательной организации
В ГБОУ СОШ пос. Октябрьский находится историко-краеведческий музей. Основные экспозиции посвящены истории Кинель-Бобровского гарнизона и легендарной личности дважды Герою Советского Союза Александру Ивановичу Колдунову, имя которого присвоено образовательному учреждению.
Музей располагался в офицерском клубе гарнизона до тех пор, пока состояние здания не стало угрожать экспонатам. Тогда было принято решение о переносе экспозиции в школу. С 1953 по 1958 годы авиационной дивизией командовал генерал-майор А.И. Колдунов, в годы войны — один из самых лучших советских асов-истребителей. Его биография и воинские заслуги настолько значимы, что имя Александра Ивановича было решено присвоить Октябрьской школе. Вслед за этим историко-краеведческая экспозиция получила официальный статус школьного музея. В дополнение к наследию гарнизона начали появляться новые стеллажи — посвященные аэроклубу Самарского ДОСААФ, спортивным успехам школьников — десятки Кубков и медалей, и это только за 1 и 2 места, выставка моделей всех самолетов, стоявших на вооружении гарнизона. Многие предметы переданы бывшими летчиками. В музее можно увидеть высотный костюм летчика-истребителя, уникальную картину, подаренную личному составу в/ч 40367 командованием соединения в честь награждения части Красным Знаменем военного совета в 1988 году, на картине изображены лучшие летчики военной части. Есть даже пуговицы с шинели и генеральского парадного мундира Александра Колдунова, интересно, что на простой армейской пуговице — звезда, а на этих пуговицах — Герб Советского Союза. Знамя, картины, стенды — по ним можно узнать всю историю истребительно-авиационной части».
В 1952 году задача сформировать новый авиаполк в Бобровке была поставлена перед первым командиром части — Александром Павловичем Прищепой. Летом и осенью были построены штаб, столовая и казарма полка. В августе прибывшие летчики начали переучиваться на управление самолетом МиГ-15. Первый самостоятельный полет на реактивном самолете совершил 1 декабря 1952 года заместитель командира полка по летной подготовке Г.С. Тималев. В первый же год штат части состоял из 143 офицеров, 3 сержантов и 177 солдат. На протяжении пяти лет, начиная с 1953 года жил на территории гарнизона и командовал авиационной дивизией Александр Колдунов.
А.И. Колдунов — советский военный и государственный деятель, Главный маршал авиации СССР, дважды Герой Советского Союза, самый результативный лётчик из числа воевавших на истребителях «Як».
Родился он 20 сентября 1923-го в Смоленской области. Окончил Качинскую военную авиашколу.
Был распределён в запасной авиаполк, но сумел добиться зачисления в действующую армию. Первая победа одержана 21 июня 1943-го над Северским Донцом. Быстро набирал боевой счёт, также быстро рос в должностях: в течение нескольких месяцев 1943-го был младшим лётчиком, лётчиком, командиром звена, заместителем командира истребительной эскадрильи. С осени 1943-го до конца войны командовал эскадрильей. Отличился в таких операциях, как битва за Днепр, освобождение Правобережной Украины, Ясско-Кишинёвская, Будапештская, освобождение Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Австрии. К началу мая 1944-го командир эскадрильи 866-го ИАП 288-й истребительной авиадивизии 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта капитан Колдунов совершил 223 боевых вылета, провёл 45 воздушных боёв, сбил лично 15 самолётов противника и 1 — в группе. За эти подвиги 2 августа 1944-го Указом Президиума Верховного Совета СССР капитану Колдунову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». „Хозяином неба“ называли в дивизии 20-летнего паренька, а товарищи дали ему прозвище „Колдун“. Даже немецкие радионаводчики частенько предупреждали своих: „Ахтунг, ахтунг, Колдун в воздухе!..“ Александр быстро привык к своему „рабочему“ позывному и не обижался на товарищей.
Менее двух лет провёл молодой лётчик на фронте на Як-1, Як-3 и Як-9. Всего за годы войны Колдунов совершил 412 боевых вылетов, провёл 96 воздушных боёв, в ходе которых им лично сбито 46 вражеских самолётов и 1 — в составе группы.
Всю войну летал на истребителях А.С. Яковлева. Дважды был легко ранен, несколько раз возвращался на повреждённом самолёте, но сбит не был. Входит в первую десятку наиболее результативных советских истребителей периода Великой Отечественной войны. В 1948 году он получил вторую звезду Героя. После войны Колдунов продолжил службу в истребительной авиации ВВС.
Коллекция
- Уникальная картина, подаренная личному составу в/ч 40367 командованием соединения в честь награждения части Красным Знаменем военного совета в 1988 году, на картине изображены лучшие летчики военной части
- Красное знамя Военного совета
- Высотный костюм летчика-истребителя
- Пуговицы с шинели и генеральского парадного мундира Главного маршала СССР Колдунова А.И.
Здесь служили летчики-истребители, которые летали на реактивных Су-9, Су-15, МиГ-21, МиГ-23, на перехватчике ПВО МиГ-23П.
В 1998 году вертолётная эскадрилья, имевшая на вооружении вертолёты Ми-8, Ми-24, Ми-26.
- Реактивный истребитель СУ-9.
- Реактивный истребитель МиГ-17
- Одноместный реактивный истребитель второго поколения МиГ-19
- Реактивный истребитель МиГ-15
- Вертолет Ми-8
- Ан-2
- Як-52
- Планшет летчика
- Парашютный катапульт полуавтомат ППК-9
- Масштабная линейка
- Патрон калибра 23 бронебойно-разрывной к пушке ГШ-23Л Истребитель МИГ-23