Музей

Приказ  № 125 — ОД от 11.04.2019г. «Об открытии школьного музея»

АКТ обследования музея ГБОУ СОШ пос. Октябрьский

Учетная карточка музея образовательной организации 

В ГБОУ СОШ пос. Октябрьский находится историко-краеведческий музей. Основные экспозиции  посвящены истории Кинель-Бобровского гарнизона и  легендарной личности дважды Герою Советского Союза Александру Ивановичу Колдунову, имя  которого присвоено образовательному учреждению. 

Музей располагался в офицерском клубе гарнизона до  тех  пор, пока состояние здания не  стало угрожать экспонатам. Тогда было принято решение о  переносе экспозиции в  школу. С  1953 по  1958 годы авиационной дивизией командовал генерал-майор А.И. Колдунов, в  годы войны  — один из  самых лучших советских асов-истребителей. Его  биография и  воинские заслуги настолько значимы, что  имя  Александра Ивановича было решено присвоить Октябрьской школе.  Вслед за  этим историко-краеведческая экспозиция получила официальный статус школьного музея. В  дополнение к  наследию гарнизона начали появляться новые стеллажи  — посвященные аэроклубу Самарского ДОСААФ, спортивным успехам школьников  — десятки Кубков и  медалей, и  это  только за  1 и  2 места, выставка моделей всех самолетов, стоявших на  вооружении гарнизона. Многие предметы переданы бывшими летчиками. В  музее можно увидеть высотный костюм летчика-истребителя, уникальную картину, подаренную личному составу в/ч 40367 командованием соединения в  честь награждения части Красным Знаменем военного совета в  1988 году, на  картине изображены лучшие летчики военной части. Есть даже пуговицы с  шинели и  генеральского парадного мундира Александра Колдунова, интересно, что  на  простой армейской пуговице  — звезда, а  на  этих пуговицах  — Герб Советского Союза. Знамя, картины, стенды  — по  ним  можно узнать всю  историю истребительно-авиационной части».

В 1952 году задача сформировать новый авиаполк в  Бобровке была поставлена перед первым командиром части  — Александром Павловичем Прищепой. Летом и  осенью были построены штаб, столовая и  казарма полка. В  августе прибывшие летчики начали переучиваться на  управление самолетом МиГ-15. Первый самостоятельный полет на  реактивном самолете совершил 1 декабря 1952 года заместитель командира полка по  летной подготовке Г.С. Тималев. В  первый  же год  штат части состоял из  143 офицеров, 3 сержантов и  177 солдат. На  протяжении пяти лет, начиная с  1953 года жил  на  территории гарнизона и  командовал авиационной дивизией Александр Колдунов.

А.И. Колдунов  — советский военный и  государственный деятель, Главный маршал авиации СССР, дважды Герой Советского Союза, самый результативный лётчик из  числа воевавших на  истребителях «Як».

Родился он  20 сентября 1923-го в  Смоленской области. Окончил Качинскую военную авиашколу.

Был распределён в  запасной авиаполк, но  сумел добиться зачисления в  действующую армию. Первая победа одержана 21 июня 1943-го над  Северским Донцом. Быстро набирал боевой счёт, также быстро рос  в  должностях: в  течение нескольких месяцев 1943-го был  младшим лётчиком, лётчиком, командиром звена, заместителем командира истребительной эскадрильи. С  осени 1943-го до  конца войны командовал эскадрильей. Отличился в  таких операциях, как  битва за  Днепр, освобождение Правобережной Украины, Ясско-Кишинёвская, Будапештская, освобождение Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и  Австрии. К  началу мая  1944-го командир эскадрильи 866-го ИАП  288-й истребительной авиадивизии 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта капитан Колдунов совершил 223 боевых вылета, провёл 45 воздушных боёв, сбил лично 15 самолётов противника и  1  — в  группе. За  эти  подвиги 2 августа 1944-го Указом Президиума Верховного Совета СССР капитану Колдунову присвоено звание Героя Советского Союза с  вручением ордена Ленина и  медали «Золотая Звезда». „Хозяином неба“ называли в  дивизии 20-летнего паренька, а  товарищи дали ему  прозвище „Колдун“. Даже немецкие радионаводчики частенько предупреждали своих: „Ахтунг, ахтунг, Колдун в  воздухе!..“ Александр быстро привык к  своему „рабочему“ позывному и  не  обижался на  товарищей.

Менее двух лет  провёл молодой лётчик на  фронте на  Як-1, Як-3 и  Як-9. Всего за  годы войны Колдунов совершил 412 боевых вылетов, провёл 96 воздушных боёв, в  ходе которых им  лично сбито 46 вражеских самолётов и  1  — в  составе группы.

Всю войну летал на  истребителях А.С. Яковлева. Дважды был  легко ранен, несколько раз  возвращался на  повреждённом самолёте, но  сбит не  был. Входит в  первую десятку наиболее результативных советских истребителей периода Великой Отечественной войны. В  1948 году он  получил вторую звезду Героя. После войны Колдунов продолжил службу в  истребительной авиации ВВС.

Коллекция

  • Уникальная картина, подаренная личному составу в/ч 40367 командованием соединения в  честь награждения части Красным Знаменем военного совета в  1988 году, на  картине изображены лучшие летчики военной части
  • Красное знамя Военного совета
  • Высотный костюм летчика-истребителя
  • Пуговицы с  шинели и  генеральского парадного мундира Главного маршала СССР Колдунова А.И.

Здесь служили летчики-истребители, которые летали на  реактивных Су-9, Су-15, МиГ-21, МиГ-23, на перехватчике ПВО МиГ-23П.

В 1998 году  вертолётная эскадрилья, имевшая на вооружении вертолёты Ми-8, Ми-24, Ми-26. 

  • Реактивный истребитель СУ-9.

  • Реактивный истребитель МиГ-17
  • Одноместный реактивный истребитель второго поколения МиГ-19
  • Реактивный истребитель МиГ-15
  • Вертолет Ми-8
  • Ан-2
  • Як-52
  • Планшет летчика
  • Парашютный катапульт полуавтомат ППК-9
  • Масштабная линейка
  • Патрон калибра 23 бронебойно-разрывной к пушке ГШ-23Л Истребитель МИГ-23